ИИЦ «ЕВРА»
ГАЗЕТА – ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Информационно-издательский центр «Евра»
ХМАО-Югра, Кондинский район,
пгт Междуреченский, ул.Чехова 1/1
redkv86@rambler.ru [ PDA ]
Свежая новость!
Другие новости


Подпишись на новости по электронной почте

Реклама
тел.(34677) 34660, 34986, 32100

= = = = = =
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
= = = = = =


Не реформы нужны школе, а настоящие учителя

Совсем недавно на одной из встреч с Владимиром Путиным, где шла речь об образовании, прозвучало: «Школа – конвейер по производству невежества». Почему стали возможными такие слова? Неоднократно летом, бывая на берегу Конды у переправы, я наблюдала картину: подъезжала к берегу легковая машина, из которой высыпала бритоголовая компания полуодетых молодых людей. Среди них – молодые мамы с маленькими детьми. В руках у взрослых – банки с пивом, к которым они постоянно прикладывались, объясняясь друг с другом на непонятном наречии, сдабривая свои изъяснения нецензурными словами.

Подобные разговоры можно услышать в общественных местах: в школе, на дискотеках, на пляже, в транспорте. Такое общение молодёжи между собой стало нормой. Сегодняшняя речь молодых, их поведение наводят тоску, вызывают беспокойство узостью интересов, скудостью мысли и безграмотностью. Сейчас на всех уровнях дискутируют: что необходимо предпринять, чтобы поднять образование в нашей стране на должный уровень. Дети – это наше будущее. Жизнь человеку даётся один раз, а задумывается ли кто сейчас над тем, в чём её смысл, о быстротечности земного бытия? Задумываются ли о своём предназначении в жизни молодые люди, о которых я упоминала выше? Вряд ли.

В наше время дикого капитализма всё сместилось и смешалось. Молодёжь не желает ни учиться, ни работать, не торопится устанавливать собственный очаг. У неё, наблюдающей за тем, что творится вокруг, возникли другие цели и стремления: обогатиться любыми способами. Во главу угла они ставят свободу, само понятие которой трактуют по-своему, иногда понимая как полную анархию. «Вещизм» захватил умы и сердца.

Вероятно, забыли люди, что кроме материальных благ должно быть ещё что-то внутри их. Идёт негласное соревнование – кто круче. Мы, взрослые, во многом сами повинны в этих бедах, ибо редко призываем в помощники далёкую и близкую историю, которая почему-то остаётся забытым опытом. Не зря один из присутствующих на передаче пятого канала, где шло обсуждение проблем, связанных с образованием и грамотностью в нашей стране, сказал, для того, чтобы исправить создавшееся в стране положение, нужно вернуть советское образование.

Нам бы всем назад, к нравственности, основанной на опыте народной жизни, к истинному смыслу существования, ко всему святому и доброму. Михаил Задорнов написал: «Я родился при Сталине. Но я был счастлив в те времена, хотя не был богат. Я сейчас гораздо больше зарабатываю, но это не значит, что я стал счастливее». Вот и мы – дети сороковых – в то трудное для страны время были счастливы, потому что ощущали свою значимость, нужность. Нас так воспитывали. Кому же мы обязаны этим? Мудрецы древности говорили, что самой главной и трудной они считают профессию родительскую. А профессия учителя занимает почётное второе место.

Сейчас дети учатся в прекрасных типовых школах, построенных по специальным проектам. Почему же знаний у них нет? Безграмотность, кругозор узкий, не могут двух слов связать. В чём причина? Мне захотелось перелистать страницы далёкого прошлого. Я помню школы в нашем районе в 1950-е годы. Старые, подчас не приспособленные для обучения детей, здания, в которых зимой ученики сидели на уроках в верхней одежде.

Руки мёрзли, было трудно писать. Чернила в чернильницах замерзали. Ни буфетов, ни столовых. Вместо портфелей у некоторых ребят были простые холщовые сумки. Учебников не хватало. Иногда приходилось пользоваться одним учебником по очереди, случалось, это время выпадало на ночь. Но как мы хотели учиться!

Как же мы радовались, когда в 1955 году в Ямках был построен барак, в котором было две классных комнаты, маленькая учительская и коридорчик. Бревенчатые стены просто побелили. Приходилось заниматься при тусклом свете керосиновых ламп. До этого года ямкинские дети с пятого по седьмой классы учились в Юмасе. Они пешком уходили туда на неделю и жили по квартирам у сердобольных жителей. Брали с собой минимум продуктов: хлеб, замороженное молоко – у кого что было. Ребятишек в то время не баловали. В семьях старшие дети приглядывали за младшими, родителям приходилось много работать. Семьи жили в бараках, небольших домах, избушках, подчас с железными печками.

О хорошем питании говорить не приходилось, даже муку давали по норме и то – к праздникам. Хлеб был только чёрный. Дети ходили в фуфайках, обувь по сезону была не у всех. Родители воспитывали своих детей в строгости, осуществляли постоянный контроль над их успеваемостью и дисциплиной, держали связь со школой. Учитель был союзником родителей, их советником. Такой союз благотворно влиял на воспитание и обучение ребёнка. Отношения учителей и родителей были проникнуты взаимным уважением. Авторитет взрослых был непререкаем. Дети росли, мужали, их приучали к самостоятельности, преодолению трудностей. И только благодаря родителям и учителям выросли дети сороковых настоящими людьми.

В то далёкое время восстановления страны из послевоенной разрухи люди ясно понимали, что духовный мир подрастающего поколения должен формироваться по законам нравственной этики. В нас воспитывали совесть. С молоком матери прививали любовь к Родине, уважение к людям. Я хочу поклониться учителям той далёкой поры. Они жили в тех же условиях, что и все. Педагоги были истинными властителями наших душ. Они формировали не только мировоззрение учеников, но и воспитывали в нас вкус, добрые чувства к народу, интеллектуальную и национальную терпимость, интерес к спорту, музыке, любовь к природе. Они учили нас мечтать, как бы давая нам крылья для полёта в большую жизнь.

Они были умны, талантливы, остроумны, всегда ровны в обращении, подтянуты, аккуратны, умели находить выход в самых трудных для воспитателя ситуациях. Мы старались походить на них. Как пригодилось, спустя годы, всё то, чему научили меня мои учителя. Как нам было интересно на уроках! А какие книги и как они нам читали! Они прививали нам любовь к чтению, к книге. Никакие современные электронные устройства не заменят радости общения с ней. Учителя были проникнуты ответственностью за наше будущее, за будущее страны. Мы уважали их, а поэтому на уроках была хорошая дисциплина. Мы, школьники, прекрасно понимали, что учёба – это наш труд, мы просто обязаны хорошо учиться. Нам рано привили, что кроме «хочу» есть ещё понятие «должен».

Сама долгие годы, проработав педагогом, не понаслышке знаю, какой это поистине титанический труд. Помню, каким уважением у населения пользовались учителя в те далёкие годы. Запомнились инспекторские проверки далёких лет. Работники районного отдела образования не только проверяли документы, но и посещали уроки, оказывая молодым учителям необходимую методическую помощь.

С началом перестройки людские приоритеты поменялись. Простым чиновником и предпринимателем стало работать престижнее, чем педагогом. В период безысходности, всеобщей безработицы и нужды, в организации, учреждения, школы стали проникать случайные люди. Один начальник в ту пору мне гордо заявил: «Раньше я учился на двойки, а теперь – начальник». К руководству в школах стали приходить «нужные» и «удобные» люди. Высоконравственный задел, сформировавшийся при советской власти, был утрачен. Бесстыдство и ложь стали править обществом. Страшно то, что сложился стереотип серенького, задёрганного учителя, особо ни на что не претендующего, от всех зависящего и совсем мало требующего.

Учитель, имеющий свою честь и достоинство, способный отстоять свою точку зрения, мог легко потерять работу. О каком творческом труде могла идти речь? Педагогу по полгода не выдавали зарплату. Его поместили в прокрустово ложе инструкций, указаний, циркуляров, которым он должен был чётко следовать. Его заставили писать всевозможные отчёты, заниматься никому не нужным бумаготворчеством. Тогда стало бытовать выражение: «Без бумажки мы – букашки». Учитель не в силах стал заниматься своей непосредственной педагогической работой, повышать профессиональный уровень. Он оказался под административным и родительским прессом. У педагогов появилось безразличие к работе, к судьбе ребёнка, у учеников – к получению знаний.

Тогда чиновники, родители и учителя по-своему рассматривали понятия свободы и демократии. Не все понимали их истинный смысл. Безграмотная игра «в демократию» ни к чему хорошему не привела. Начала падать дисциплина в школе, а где нет дисциплины, там нет знаний. Процентомания захлестнула школы.

Понятие «культура» ушло в далёкое прошлое, на смену пришёл китч. Мероприятия в образовательных учреждениях начали носить не воспитательный характер, а развлекательный, их стали превращать в шоу на западный манер. На детей хлынул поток негативной информации. У школы, как ненужный аппендикс, вырезали воспитательную функцию.

Помню, как представители РУО, приехавшие в школу, открыто заявили: «Никакой идеологии в школе»! К чему это привело, мы все знаем. Сейчас очень трудно будет проводить работу над ошибками. Безразличие, которое сейчас наблюдается в школах – главный враг детей, их будущего. А как сейчас ведут себя ученики на уроках! О каких знаниях может идти речь? Дети перестали читать книги! Родители и школа должны быть ответственными за привитие нравственности детям. Школа всегда была, прежде всего, воспитательным учреждением, она формирует людей, закладывает в них основу личности. То, что не привито в школе, упущено, навёрстывать и исправлять очень трудно. Кроме того, знания быстро устаревают, поэтому ученику необходимо овладеть высоким уровнем мышления. Ребёнка нужно научить учиться.

Педагогами должны быть люди по призванию – это аксиома. Ещё Владимир Даль заметил: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника». Самое главное, чтобы учителя любили детей, были высоконравственными людьми и истинными профессионалами. Они обязаны обладать высоким интеллектом. Всё зависит от педагога. Не реформы нужны школе, а настоящие учителя. «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Людмила Соколкова, с. Ямки
17.01.2014
Добавлено: 17.01.2014, 09:43 | Просмотров: 818
Поделиться: 
Поиск по сайту

Свежий номер!

Архив выпусков

Афоризмы

Время - лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.



ИИЦ «ЕВРА» © 2009 - 2017

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика